Крупнейшая в мире взрывная камера изготовлена для установки СКИФ

Камера предназначена  для экспериментальной станции 1-3 «Быстропротекающие процессы» ЦКП СКИФ. Изучение процессов, характерное время протекания которых достигает миллионной доли секунды, необходимо  для моделирования свойств авиационных и космических материалов, испытывающих экстремальные нагрузки, уточнения параметров взрывчатых веществ, а также решения задач фундаментальной физики.

Станция 1-3 «Быстропротекающие процессы» — одна из шести станций первой очереди ЦКП СКИФ. Интегратором создания оборудования станции выступает Институт гидродинамики имени М. А. Лаврентьева СО РАН (ИГиЛ СО РАН). Стальная взрывная камера разработана учеными Конструкторско-технологического филиала ИГиЛ СО РАН (КТФ ИГиЛ СО РАН), изготовлена при участии ООО Научно-производственного предприятия «Сибэлектротерм» (якорный резидент промплощадки ОАО «Сибэлектротерм», находящейся под управлением АО «РИД Групп – Новосибирск», актив РАТМ Холдинга).

Камера рассчитана на взрыв мощностью два килограмма в тротиловом эквиваленте (способен уничтожить, к примеру, грузовой автомобиль). Синхротронные исследования взрыва такой мощности в мире никогда не проводились. На сегодняшний день существуют две исследовательские установки, где проводятся взрывные эксперименты: на источниках ВЭПП-3 и ВЭПП-4 в Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН, где максимальная мощность подрыва не превышает 200 г в тротиловом эквиваленте, и в Лос-Аламосской национальной лаборатории США (20 г в тротиловом эквиваленте).

 

взрывная камера

Для взрывной камеры ученые КТФ ИГиЛ СО РАН разработали ряд элементов и систем, не имеющих мировых аналогов. В частности, для автоматизации управления экспериментом созданы системы открывания/запирания и контроля положения движущих механизмов, управления атмосферой внутри экспериментального объема — от форвакуума до высоких давлений — и высокоточный механизм по выравниванию конструкций для позиционирования экспериментальных сборок внутри камеры. Также в КТФ ИГиЛ СО РАН впервые для взрывных камер реализована «плавающая» опора с поворотной осью для легкой настройки 25-тонной конструкции на пучке СИ. Кроме того, изготовлены уникальные глушители, которые, несмотря на свою массивность (вес каждого — 250 кг), позволяют не только безопасно вводить и выводить излучение и гасить ударную волну, но и легко заменяются и разбираются в процессе эксплуатации, что имеет большое значение для исследователей. Для проведения взрывных экспериментов предназначено отдельное здание станции «Быстропротекающие процессы», пучок СИ будет доставляться туда по отдельному каналу, обеспечивающему стабильность и необходимые параметры пучка. Общая длина станции от точки излучения СИ до отдельного здания — более 120 м.

 

Эдуард Прууэл, Алексей Студенников

В физике взрыва нас, в первую очередь, интересует вопрос безопасности. Это мирные задачи — чтобы взрыв всегда происходил в контролируемых условиях. Одно из применений связано с задачами авиации. Когда самолет взлетает, в турбокомпрессор попадает пыль, камни, может залететь птица, по своим параметрам этот процесс очень близок к взрыву. Кроме того, сейчас появляются новые материалы для авиации, и важно изучать, как они поведут себя во время возможной катастрофы — каков их ресурс прочности», — рассказал доктор физико-математических нак Эдуард Прууэл, заместитель директора по научной работе ИГиЛ СО РАН и руководитель проекта по созданию оборудования станции «Быстропротекающие процессы» ЦКП СКИФ. Научные центры и крупные промышленные корпорации проявляют большой интерес к созданию нового исследовательского инструмента.

«Основными пользователями станции станут ядерные центры — Российский федеральный ядерный центр ВНИИТФ в Снежинске и Российский федеральный ядерный центр ВНИИЭФ в Сарове. Благодаря их активной научной и технической поддержке будут проводиться самые современные и актуальные исследования в области физики экстремальных состояний веществ. Вместе с тем запуск станции позволит решать и задачи реального сектора экономики, в частности, таких компаний, как Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)», — добавил Алексей Студенников, младший научный сотрудник ИГиЛ СО РАН.

По материалам пресс-службы ЦКП СКИФ

Фото Анны Плис

Больше новостей про СКИФ и Академгородок на нашем телеграм-канале

22.01.2025
Началось тестирование системы мониторинга вибраций на СКИФ

Сейсмические изыскания, проведенные геофизиками, показали, что основными...

27.12.2024
Институт катализа СО РАН получил уникальный статус ГНЦ

Для получения статуса ГНЦ научная организация должна...

25.12.2024
Реконструкция Клиники Мешалкина начнется в 2025 году

Проектная и сметная документация на объекты первого...