Пучок электронов в ускорителе достиг энергии 200 МэВ, проведен через транспортный канал в бустерный синхротрон и был зарегистрирован на люминофорном датчике бустера.
Бустерный синхротрон — это основной ускоряющий элемент комплекса, который поднимает энергию пучка с уровня 200 миллионов до 3 миллиардов электрон-вольт. В этом кольце ускорение пучка до рабочей энергии СКИФ происходит примерно за полсекунды, после чего уже на рабочей энергии он по специальному транспортному каналу перепускается из бустерного синхротрона в основное кольцо.
«Сегодня мы продемонстрировали пролет пучка из линейного ускорителя и прилет его в 158-метровое кольцо бустерного синхротрона по транспортному каналу. Этот канал примерно 25 метров длиной, в нем много элементов и разных поворотов. Сейчас мы приступаем к наладке бустерного кольца, в результате которой в первых числах апреля планируем получить захват в циркуляцию пучка на энергии 200 мэВ. К началу мая предполагается ускориться до трех миллиардов электрон-вольт в бустере, а к 1 июня — выпустить пучок из бустера в основное кольцо синхротрона», — рассказал директор Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН академик Павел Владимирович Логачёв.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Айрат Ринатович Гатиятов отметил, что проект успешно реализуется в сжатые сроки, несмотря на все санкции и ограничения. «Были преодолены колоссальные трудности, фактически за несколько месяцев сделано то, что обычно делается за год. Надо сказать, что такого объекта никогда не строилось в современной России. Тем более, что это уникальный комплекс, в котором многое — и конструкционные решения, и программные продукты — создается специалистами ИЯФ СО РАН, ФИЦ ИК СО РАН и других российских академических институтов», — сказал Айрат Гатиятов.
Павел Логачёв тоже подчеркнул крайнюю напряженность графика: «В мире до этого не было прецедентов, чтобы такие машины собирались, настраивались и запускались в столь сжатые сроки. Возможным это стало благодаря работе огромной команды — не только научной и строительной, но и различных структур и организаций, в том числе штаба при правительстве Новосибирской области, аппарата полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе, министерства науки и высшего образования Российской Федерации».
Бустерное кольцо
По словам директора ФИЦ «Институт катализа им. Г. И. Борескова СО РАН» академика Валерия Ивановича Бухтиярова, к концу 2025 года планируется запустить не только весь ускорительно-накопительный комплекс, но и первую пользовательскую станцию. «На этой станции будут проводиться исследования с помощью рентгеновского рассеяния. Здесь можно будет изучать любые объекты и материалы, в которых отсутствует кристаллическая структура, и видеть связь между ближайшими атомами», — сказал Валерий Бухтияров.
Председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Николаевич Пармон отметил, что ЦКП СКИФ позволит России решить задачи обеспечения технологического суверенитета и технологического лидерства по тем направлениям, которые являются стратегическими. «ЦКП СКИФ создается как практически полностью российский объект. Огромное количество сибирских институтов и университетов задействованы в производстве определенных инструментов и узлов этого синхротрона. С помощью Сибирского отделения РАН нам удалось сформировать прекрасные команды для обучения студентов, которые готовятся прийти сюда работать сразу после студенческой скамьи. Для нас очень важно, чтобы на ЦКП СКИФ выполнялась утвержденная программа научных исследований», — заключил Валентин Пармон.
По материалам издания «Наука в Сибири»
Фото Юлии Поздняковой
Больше информации по Академгородку 2.0 и СКИФ — в нашем Телеграм!
Основной формой лечения рака остается химиотерапия. Однако...
Лидером рейтинга уже второй год подряд становится...
Сессия отделения архитектуры Российской академии архитектуры и строительных...